Тема:
Текст сообщения:
Смотрите эту страницу в новом дизайне на olimpiada.ru
Выбрать регион
Выбрать предмет
Войти
Выберите предмет | Все предметы закрыть
Выберите регион | Все регионы закрыть
все регионы | все предметы

Лента публикаций


23.10.2017 Графики проведения муниципального этапа Всероссийской олимпиады 2017/18 в регионах21.10.2017 10 лайфхаков для участников олимпиад по литературе от трехкратного победителя всероса20.10.2017 10 лайфхаков от призера всероса по ОБЖ17.10.2017 Избранное: твоя персональная подборка олимпиад12.10.2017 Не только для портфолио: как рассказывают об олимпиадах в школах11.10.2017 Нам 6 лет! Olimpiada.ru празднует день рождения09.10.2017 Ищите правильно: поиск по ключевому слову на Olimpiada.ru09.10.2017 Стив Возняк: «Всегда старайтесь стать лучшими в мире»05.10.2017 Перевести с древнеегипетского и пощупать желудок: чем заняться на фестивале науки NAUKA 0+05.10.2017 С Днем учителя!
все регионы | все предметы09 октября 2017 15:48

Стив Возняк: «Всегда старайтесь стать лучшими в мире»

Почетным гостем фестиваля «NAUKA 0+» в Москве стал Стив Возняк, известный изобретатель и сооснователь компании Apple. Желающих послушать его лекцию не уместил даже актовый зал МГУ, поэтому многие смотрели трансляцию выступления на улице под дождем. Мы постояли в луже вместе с самыми преданными фанатами яблочной империи и узнали о том, научатся ли компьютеры любить, облегчают ли технологии нашу жизнь и какой псевдоним был у Стива в колледже.

Сегодня время реализации самых неожиданных идей: искусственный интеллект, машинное обучение, блокчейн, квантовые компьютеры, интернет вещей. Все эти направления создают огромное поле для деятельности, они меняют общество, экономику и даже взаимоотношения между людьми. Какие технологии поразили вас в последнее время и где вы видите следующие прорывные инновации?

Сегодня каждому интересно, в каком направлении мы движемся, какие новые технологии появляются, как они влияют на производство и на наш стиль жизни. Действительно, обо всем перечисленном сейчас много говорят. К этому списку я бы добавил еще один пункт, который уже стал очень важнымэто личная помощь. Сюда относятся системы, которым можно задать вопрос: например, Amazon Echo, Siri и Bixby на телефонах Samsung. Мне нравится Amazon Echo: чтобы им воспользоваться, не нужно ни телефон в руки брать, ни даже просто пальцем шевелить, достаточно лишь задавать вопросы. Вчера в своем номере я просто сказал: «Включи песню с таким-то текстом», и нужная композиция сразу же нашлась.

Мы также с интересом наблюдаем за развитием робототехники, созданием человекоподобных роботов, которые могут ходить и брать предметы руками. Эта сфера движется вперед гораздо медленнее, чем другие цифровые продукты, но мне представляется, что когда-нибудь наступит эра машин, которые существенно помогают человеку. Мне кажется, идеальный личный помощник должен делать вчера то, что нам нужно сегодня.

Пожалуй, искусственный интеллектнаиболее ключевая категория из всех перечисленных, потому что она относится практически ко всем сферам нашей жизни. Проблема в том, что когда сегодня мы говорим о нем, мы имеем в виду те примеры, которые у нас перед глазами: машины, которые обыгрывают человека в го или шахматы; машины, которые могут делать вычисления и принимать решения на основе анализа больших данных намного быстрее, чем человек. На деле же это просто строгий набор действий, который дает более впечатляющие результаты, это симулированный интеллект, потому что он очень далек от работы человеческого мозга. Компьютер, который может выполнить миллион операций за секунду, все же не в силах решить простую проблему, я понял это очень давно, еще когда написал свою первую программу. А человек может подумать и принять решение. Компьютеры не рассуждают: «Что бы мне сделать и как лучше всего подойти к этой задаче?», они только подчиняются нашим командам. Проблема в том, что мы до сих пор до конца не понимаем, как работает человеческий мозг. Нам кажется, что мы много знаем о нем, но на деле в вопросе его устройства у нас большой пробел. Мы можем предположить, что однажды машины смогут анализировать так же много информации, как наш мозг, и делать это так же быстро, может быть, благодаря этому у них тоже появится некая индивидуальность, но нельзя предсказать, к чему это приведет: возможно, компьютер начнет самостоятельно думать или обретет сознание и чувства, но пока мы не можем ничего утверждать, потому что по-прежнему не знаем, как формируется мозг. Знали бы, уже давно бы создали искусственный.

 

Как вам кажется, возможно ли, что когда-нибудь компьютеры научатся любить?

Тут надо сначала определиться с тем, что такое любовь. Если мы считаем, что обработка достаточного количества данных, их комбинирование и поиск во всем этом смысла ведет к чему-то вроде любви, то будут ли компьютеры влюбляться в людей или, скорее, в другие машины, которые работают по аналогичному принципу? Если кто-то смотрел фильм «Она», то там именно об этом и рассказывалось: для искусственного интеллекта гораздо более ценным оказалось общество себе подобного, а не медленного (по его меркам) человека. Но теоретически мы не можем отвергать такой вариант, может быть, однажды мы узнаем, что  наши чувства и эмоции объясняются логичными, запрограммированными действиями в нашем мозге. И возможно, компьютеры тоже дойдут до эмоций такого уровня, но они будут выражаться совсем иным образом.

Вы в свое время изобрели персональный компьютер, человечество постоянно совершенствует различные технологии, и все ради того, чтобы облегчить себе жизнь. Мы действительно стали делать многие вещи быстрее и проще, но стали ли мы благодаря этому счастливее и свободнее?

Забавно, потому что я определяю успешную жизнь не с точки зрения достижений, а, скорее, с точки зрения счастья: как мы себя ощущаем, наслаждаемся ли мы жизнью. Приносят ли технологии больше счастья? Тут можно вспомнить историю человечества и уйти на тысячи лет в прошлое: за это время мы создали так много инструментов и технологий, но стали ли мы счастливее, чем первобытные люди?  Мне кажется, что они были довольны жизнью в той же мере, что и мы сейчас, ведь в конце концов, они выжили как вид.

Я с детства хотел стать инженером и думал о том, что инженеры делают устройства, которые облегчают жизнь. Например, стиральная машина делает нашу одежду чистой, нам не нужно утруждаться для этого. Это же здорово, мы должны быть счастливее, потому что у нас есть машины-автоматы. Но на самом деле, я не вижу, чтобы в конечном итоге это приносило много радости. Однако я верю в то, что нам от природы свойственно желание исследовать и создавать новое, придумывать вещи, которые раньше не существовали, упрощать жизнь. Эта сила живет внутри нас, и неважно, появилась ли она благодаря эволюции или богу, вопрос в том, для чего еще она нужна, если не для того, чтобы сделать нас счастливее? Так что, возможно, со временем так и случится.

Когда в десять лет я мечтал о том, как стану инженером, я думал, что если когда-нибудь мы построим все возможные машины-помощники, мы сможем работать не пять дней в неделю, а только четыре. Но сейчас я вижу, что, например, в большинстве семей Кремниевой долины оба родителя трудятся на нервной работе, а во времена моего детства, как правило, работал только один. И при этом нам хватало на жилье, машину, образование детей, развлечения. Поэтому мне не кажется, что жить стало проще, может, даже наоборот: немного сложнее. Чем быстрее все вокруг изменяется, тем больше стресса в нашей жизни. Нужно просто научиться справляться с этим.

С другой стороны, по всему миру я постоянно встречаю людей, которые благодарят меня за какие-то технические решения. Думаю, многие из них считают, что их жизнь становится счастливее благодаря компьютерам и различным устройствам, которые позволяют общаться, творить, играть в сетевые игры.

Все понимают, как важно, чтобы образование не отставало от технологического развития общества. Как сегодняшним IT-студентам правильно выбрать направление и что делать людям, которые совсем не разбираются в технологиях?

Все люди разные, и обществу нужны таланты в самых различных направлениях, поэтому тут нельзя говорить, что всем надо стать исключительно инженерами: кто-то должен быть писателем, кто-томузыкантом, кто-то должен разбираться в химии и физике, которые тоже необходимы для создания новых девайсов. Тут не существует единого правильного ответа. Если какие-то профессии сегодня вымирают, то часто это связано не с тем, что технологии становятся слишком сложными, а с тем, что механика уходит в прошлое. Мы живем в эру ископаемого топлива, на каждого человека сейчас приходится больше энергии, чем мы когда-либо могли представить, и мы научились строить огромные машины, которые могут собирать какие-то объекты (например, автомобили), больше нет нужды в том, чтобы это делал человек.

Что бы вы ни выбрали, всегда старайтесь стать лучшими в мире. Для этого сначала попробуйте стать лучше людей, которые вас окружают. Подумайте о тех, кто решает ту же задачу, что и вы, пишет сходную программу или разрабатывает аналогичное устройство. Скажем, миллион человек с одинаковым образованием и одинаковыми прочитанными книжками в багаже занимаются примерно тем же, что и вы. Тут надо подумать, как вы можете выделиться, что вы можете улучшить. И если вы любите свою работу, то обязательно станете одним из лучших специалистов в мире.

Я, например, всегда очень любил математику. И когда нам задавали сделать дома с 1 по 37 задачу, я всегда делал c 1 по 50, и не потому, что хотел себе оценку повыше, мне это просто нравилось. Когда я начал разрабатывать схемы, которые в результате привели к созданию компьютеров Apple, я продумывал оптимальное проектирование мельчайших элементов, и именно на этом построена моя репутация. Я добился превосходства в этой области благодаря собственной голове, а не книжкам. То есть, конечно, образование дает нам материал, кирпичики, с помощью которых мы можем создать что-то новое или написать программу, но при этом важно уметь генерировать собственные идеи, искать альтернативный подход. Скажем, если мне для какого-то дела нужно было создать 78 микросхем, я каждый вечер засыпал с мыслью: «Нельзя ли сократить их количество до 76 или 75?». Моей целью было не просто уменьшить их число, а найти способ, с помощь которого можно справляться с подобными задачами. И когда у меня получилось, я очень собой гордился. Я решил эту проблему задолго до того, как начал заниматься созданием компьютеров, мне просто было интересно. Поэтому мне кажется, что во время учебы полезно заниматься тем делом, которое вам нравится и в которое вы, вероятно, сможете что-то привнести. Не нужно концентрироваться на том, пригодятся ли вам эти навыки в вашей будущей работе.

Вы много путешествуете с лекциями по всему миру и выступаете перед молодежью, зачем вы это делаете?

Тут речь идет об основных ценностях. Еще в детстве отец все время говорил мне о важности образования и о том, что оно в той или иной степени станет моей судьбой, позволит мне зарабатывать, обзавестись домом, семьей. Поэтому я всегда чрезвычайно ценил учебу. Мне было десять лет, и я заявил отцу: «Когда я вырасту, я буду инженером, как и ты, а еще я буду учителем». Уже после того, как компания Apple стала успешной, я вернулся в колледж, который бросил за десять лет до этого, и доучивался там под псевдонимом, поскольку мое имя на тот момент было уже слишком известным, и в дипломе Беркли у меня стоит «Рокки Ракун Кларк» («raccoon» - «енот» по-английски, - прим. редакции). Я хотел, показать своим детям, насколько важное место в моей жизни занимает учеба. Сейчас я считаю, что мы учимся постоянно, в какие бы ситуации мы ни попадали: когда идем по улице, разговариваем с друзьями, читаем статьи, делимся идеями. Поэтому не факт, что образование обязательно должно быть академическим.

Верите ли вы в молодые таланты?

Я всегда верил в молодежь, в то, что именно онабудущее мира, и что важно сделать все для того, чтобы у молодых людей была возможность учиться. Например, часто в семьях старшие отдают свою старую технику младшим, но я считаю, что нужно делать наоборот: самые лучшие и самые новые компьютеры должны быть у самых маленьких.

Когда я проходил курс психологии, меня очень интересовала тема развития сознания в детстве и то, какие параллели тут можно провести с потенциальными возможностями компьютеров. Впоследствии я начал раздавать компьютеры по школам, это было несложно: если у тебя достаточно денег, то ты тут ничем не жертвуешь. Настоящей жертвой для меня стало то, что я сдержал свое обещание и действительно стал учителем. Восемь лет я преподавал семь дней в неделю, поскольку уроков было очень много. Я учил детей 10-12 лет пользоваться компьютером, рассказывал, как он может помогать им со школьными предметами. Я сам составлял план уроков и никогда не опирался ни на какие учебники. У Applе даже была идея издавать мои лекции на диске, но я отказался, я хотел общаться с учениками напрямую. Поэтому я верю в то, что мы, взрослые, которые добились успеха, должны помогать молодым, мы должны быть их менторами в жизни, в технологиях, в образовании.

Кроме того, университетэто время интеллектуальной свободы, интеллектуального роста. Именно в этом возрасте формируется ваша личность, ваши жизненные ценности, кроме того, ваши умственные способности на максимуме: вы думаете лучше и быстрее, чем когда-либо еще. Кроме того, у вас больше физической энергии, вы можете спокойно работать над проектами допоздна. Типичная история, когда инженеры, программисты, ученые проводят бессонные ночи в размышлениях, как решить какую-нибудь проблему. В этот период действительно можно сделать много всего, если не тратить время попусту. Когда у вас выдается свободная минутка, размышляйте над новыми идеями, которые могут сделать мир лучше. Именно так у вас появится возможность сотворить что-то великое.

теги |

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter Система Orphus

Материалы по теме

05.10.2017 Перевести с древнеегипетского и пощупать желудок: чем заняться на фестивале науки NAUKA 0+
Комментарии:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Ок

Автор:

Ксения Донская

Публикации автора


09.10.2017 Стив Возняк: «Всегда старайтесь стать лучшими в мире»05.10.2017 Перевести с древнеегипетского и пощупать желудок: чем заняться на фестивале науки NAUKA 0+02.10.2017 Свобода, равенство, любопытство: с чего начинался Турнир Ломоносова28.09.2017 «Олимпиады – это химия, но с элементами спорта», – организатор международных олимпиад по химии Александр Гладилин18.09.2017 «Я всем олимпиадникам рекомендую учить английский», – руководитель сборной Казахстана по информатике Бахыт Маткаримов