Тема:
Текст сообщения:
Смотрите эту страницу в новом дизайне на olimpiada.ru
Выбрать регион
Выбрать предмет
Войти
Выберите предмет | Все предметы закрыть
Выберите регион | Все регионы закрыть
все регионы | все предметы

Лента публикаций


17.11.2017 10 лайфхаков по истории от трехкратного победителя всероссийской олимпиады16.11.2017 10 лайфхаков от многократного победителя географических олимпиад16.11.2017 Ты должен понимать математику и при этом можешь быть гуманитарием15.11.2017 Лайфхаки по технологии от двукратного призера всероса14.11.2017 10 лайфхаков от победителя международной олимпиады по химии13.11.2017 Физика – это семейное. Отец победителя Международной физической олимпиады делится опытом13.11.2017 10 лайфхаков по русскому языку от многократной победительницы филологических олимпиад10.11.2017 10 лайфхаков от призера всероса по итальянскому языку10.11.2017 Представление сборной России. Международная олимпиада по астрономии и астрофизике10.11.2017 Льготы вузов для победителей и призеров олимпиад 2017/18 из Перечня
все регионы | все предметы11 сентября 2017 16:08

Духван Ли: «В науке очень важно видеть общую картину»

Прошедшая в Москве II Международная олимпиада мегаполисов - отличная возможность не только проверить свои знания, но и обменяться опытом, ведь в соревновании участвуют ребята из 26 стран, а их работы оценивает международное жюри. Мы расспросили профессора химии и научных связей университета Соганг (Сеул) Духвана Ли о том, как корейские школьники готовятся к олимпиадам, почему практические задания соревнований по химии всегда самые сложные и какими навыками должен обладать ученый XXI века.

Вы второй раз в жюри олимпиады мегаполисов, какой опыт и впечатления вы привезли из Москвы в прошлом году?

Мне кажется, олимпиада мегаполисов дает ребятам возможность проявить себя по-новому, этим она и уникальна. Существует множество международных олимпиад по самым разным предметам, но в них ребята, как правило, защищают честь страны, а число участников от каждого государства очень небольшое - от трех до шести человек.  На «мегаполисы» же приезжают представители городов, поэтому в соревновании может участвовать больше представителей одной и той же страны. Кроме того, тут ребенок представляет не целое государство, а только свой город, поэтому на нем не лежит неподъемный груз ответственности, он меньше переживает. На олимпиаде мегаполисов дети и ведут себя совсем не так, как, скажем, на международной олимпиаде по химии: они гораздо свободнее, им гораздо проще радоваться путешествию в Москву, новый для них город. Конечно, уровень заданий ниже, чем на международной олимпиаде, но я думаю, это не так уж и важно: зато здесь дети могут набраться опыта. На «мегаполисах» выступают обычные ученики, а не вундеркинды - это, мне кажется, наиважнейшая особенность олимпиады.
К сожалению, команды из Кореи не участвовали в соревновании в прошлом году и в этом тоже не приехали, хотя я и пытался убедить мэра Сеула. Думаю, в будущем можно будет обсудить этот вопрос с главами других городов.

На олимпиаде мегаполисов проводится блиц-тур, который редко встретишь на олимпиадах. Как вам такая игра с формами?

Это очень непривычно и весело! Кроме того, в нем участвуют не только учащиеся, которые съезжаются на олимпиаду, но и ребята онлайн. Как я понимаю, таким образом оргкомитет пытается привлечь как можно больше людей.

Как обстоят дела с олимпиадами в Корее? Пользуются ли они популярностью у ребят?

Тут у нас все довольно печально. Мы выступаем на международных соревнованиях более двадцати лет, и поначалу все шло очень хорошо, это ведь такая возможность для учеников, которые интересуются наукой. Почему тогда печально? Потому что олимпиады превратились в занятие для немногих учащихся, которые демонстрируют выдающиеся способности. Это игра для избранных, а 98% учеников все это совершенно не интересно. Такая ситуация противоречит самой идее международной олимпиады. Мы всячески стараемся расширить количество участников, но мне кажется, что в Корее у нас с этим безнадежный провал.

А как насчет национальных олимпиад?

Они у нас, конечно, есть и представляют собой своеобразную подготовку к международным. В них опять же участвует довольно узкий круг одаренных ребят, а большинству учеников они безразличны. И тут нет вины учителей, корень проблемы - в плохо организованной системе поступления в колледж. Приемные экзамены продуманы ужасно, и это мешает детям развивать свои таланты. Так что у нас сейчас одна из главных задач - это полностью обновить систему приема в колледжи. Это национальный проект, но пока он не очень-то быстро продвигается.

Есть ли какие-то привилегии для победителей и призеров олимпиад при поступлении?

Раньше были, но сейчас нет, они сдают экзамены так же, как и все остальные.

Если говорить об олимпиаде по химии, то в России у ребят часто возникают трудности именно с практической частью соревнований, в частности, потому что хорошие лаборатории есть далеко не в каждой школе. Как с этим в Корее?

С подобными сложностями, я думаю, сталкиваются в любой стране. Я много лет был председателем международной олимпиады по химии и знаю, что там эта проблема стоит особенно остро. Дело в том, что международную олимпиаду по предмету готовит страна-хозяйка. Люди, которые придумывают задания, не очень хорошо понимают, что такое международная олимпиада по химии. Они преподают в университетах и имеют весьма туманные представления как о старшеклассниках, так и о системах преподавания химии в других государствах. Часто они пытаются перекроить какие-то собственные исследования и превратить их в задания. В этом проблема экспериментальной части. К ней почти невозможно подготовиться в школе вне зависимости от ее оснащенности просто потому, что уровень экспериментов очень высок: выше уровня колледжа. Таких заданий, правда, обычно всего одно-два, но они-то и портят картину!

Как ребята в Корее готовятся к олимпиадам? Есть ли какие-то специальные курсы или подготовка - дело рук самого олимпиадника?

У нас за отбор и тренировку участников международной олимпиады отвечает Корейское химическое общество. Но программы подготовки очень короткие: у нас есть правило, согласно которому они не могут длиться больше четырех недель. Поэтому я бы сказал, что важнее то, как ученик готовится сам.

В России большую часть национальных соревнований выигрывают ребята из крупных городов. В Корее аналогичная ситуация?

У нас все еще более предсказуемо, потому что половина населения страны живет в Сеуле или его окрестностях. Поэтому все сконцентрировано в этом районе, включая лучшие школы, колледжи и университеты.

В прошлом году на олимпиаде мегаполисов вы говорили о том, что, возможно, стоит провести соревнования, на которых ребята будут выполнять задания по всем четырем предметам сразу. Вам кажется, что междисциплинарным направлениям сегодня надо уделять больше внимания?

Я думаю, что это критически важно, особенно в 21 веке. В прошлом столетии в приоритете была специализация: ты был только физиком или только химиком или даже химиком-органиком, то есть, на первое место ставились относительно узкие направления. А сейчас мы признаем, что такой подход не позволяет нам идти вперед в более широких областях, также он вредит и развитию технологий, потому что для создания чего-то нового необходима конвергенция. Например, тот же айфон никогда бы не появился, если бы над ним работали исключительно инженеры, химики или физики. Поэтому мы стараемся готовить своих учащихся в соответствии с требованиями сегодняшнего дня: они должны быть открыты ко всему, то есть, пусть они специализируются в чем-то одном, но при этом не забывают и про другие сферы. В науке очень важно видеть общую картину. И университетам, и колледжам нужно это понимать, иначе их выпускники будут бесполезны. Так что четыре предмета в одной олимпиаде - это отличная идея.

Что вы можете пожелать участникам олимпиады мегаполисов?

Я хотел бы вспомнить известного астрофизика Карла Сагана, который написал книгу «Мир, полный демонов: Наука - как свеча во тьме». Под демонами он подразумевал лженауку, предрассудки и алчность, которая заставляет людей забывать об этике. Мне кажется, сегодня у нас свои демоны: насилие, нетерпимость, дискриминация по самым разным признакам. Хотелось бы, чтобы ребята понимали, что нам нужно научиться жить вместе вне зависимости от нашего цвета кожи, культуры и религии. Думаю, в этом отношении олимпиада мегаполисов подает правильный пример.

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter Система Orphus

Материалы по теме

04.09.2017 Стартовала Международная олимпиада мегаполисов
Комментарии:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Ок

Автор:

Ксения Донская

Публикации автора


24.10.2017 Не победить и жить дальше: советы психологов на случай поражения на олимпиаде09.10.2017 Стив Возняк: «Всегда старайтесь стать лучшими в мире»05.10.2017 Перевести с древнеегипетского и пощупать желудок: чем заняться на фестивале науки NAUKA 0+02.10.2017 Свобода, равенство, любопытство: с чего начинался Турнир Ломоносова28.09.2017 «Олимпиады – это химия, но с элементами спорта», – организатор международных олимпиад по химии Александр Гладилин